Адаптация ребенка к школе: трудности и их преодоление

В сентябре белорусские учреждения образования примут более 105 тысяч первоклассников. Трудности адаптации в школе — то, с чем приходится сталкиваться многим семьям. На что необходимо обратить внимание родителям и как помочь вчерашним дошколятам привыкнуть к школе, мы расскажем в этой статье.

Основные трудности адаптационного периода в школе

С началом учебного года расслабленный ритм летней жизни сменяется строгим учебным расписанием. Не всем детям такие изменения даются легко. Психологи называют несколько типичных трудностей процесса адаптации в школе.

Стресс и психологическое напряжение. Непривычная обстановка, незнакомые люди, новый режим и появление школьных обязанностей могут вызвать тревогу или даже серьезный стресс.

Новый коллектив. Не всем удается попасть в класс со знакомыми детьми. В учебном коллективе нужно заново знакомиться, искать друзей, привыкать к учителю. Общительные ребята будут только рады завести новых приятелей, а стеснительных первоклашек процесс знакомства может пугать.

Строгие ограничения. По сравнению с дошкольными учреждениями в школах действуют строгие правила: не шуметь, не отвлекаться, поднимать руку, когда хочешь ответить. Непоседам сложно привыкать к таким требованиям.

Физическая усталость. Дошколята много играют, бегают, ходят на прогулки, а занимаются не дольше 25 минут. Первоклассников ждет уже другая нагрузка: уроки по 35 минут, перемены — по 20. Ограничение подвижных игр, необходимость долго сидеть за партой, выполнять письменные задания (например, в тетрадях или практикумах), держать спину прямо, контролировать захват ручки пальцами — все это непривычно для ребенка и утомляет его.

Факторы адаптации ребенка к школе

Есть несколько факторов, важных для процесса адаптации. Если их учитывать, то можно смягчить трудности первых недель.

  • Готовность к обучению — это умение приспособиться к новому режиму, принять школьные правила и обязанности. Для домашних малышей это новый опыт. Немного увереннее чувствуют себя дети, которые ходили на подготовительные занятия. Они уже побывали в кабинетах, посидели за партами и даже познакомились с учителем. Это, безусловно, придает им уверенности и помогает адаптироваться.
  • Учебная мотивация — сформированное желание учиться, приобретать новые знания, осваивать навыки. Важно, чтобы ребенок понимал, зачем ему образование. Читайте малышу книги о школьных буднях, играйте с ним в «учитель — ученик», делитесь теплыми воспоминаниями из своего детства. Покажите ребенку, что учеба — это не только труд, но и интересный, увлекательный процесс, полезные знания, которые пригодятся в будущем.
  • Отношения с учителем и одноклассниками — это умение освоиться в новом коллективе, установить отношения со сверстниками и взрослыми. Чтобы помочь детям перезнакомиться и подружиться, полезно в первые месяцы организовать игры на сплочение, квесты, викторины. Совместная деятельность сближает одноклассников и снижает уровень стресса и агрессии.
  • Психологическая устойчивость — это способность контролировать эмоции в разных ситуациях и адекватно воспринимать свою новую социальную роль учащегося. Чтобы поддержать первоклашку в такой ответственный период, уделяйте ему больше времени, разговаривайте с ним, сохраняйте доброжелательную атмосферу в семье.
  • Физическое состояние — важнейший фактор, который обеспечивает стабильность эмоциональной сферы в первые месяцы учебы. Для детского организма важен четкий режим дня. Если есть возможность, начните приучать будущего первоклассника к ранним подъемам еще в последние недели августа. Следите за питанием и сном. Дети 6–7 лет должны спать не менее 10–11 часов, а перед сном — два часа отдыхать от экранов.

Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация первоклассника в школе проходит успешно и нет повода беспокоиться? Проверьте состояние ребенка по простому чек-листу:
— идет на уроки в хорошем настроении, нет эмоциональных качелей от страха до перевозбуждения;
— принимает и выполняет школьные правила, привык к новому статусу ученика;
— наладил контакт с учителем, подружился с одноклассниками, не отказывается участвовать в школьных мероприятиях;
— болеет не чаще обычного, нет проблем с аппетитом и сном.

Конечно, каждый ребенок уникален и привыкать к учебному процессу все будут по-разному. Поддерживайте своего малыша. Будьте рядом, когда он попросит. Уделяйте ему время и старайтесь, чтобы ваше общение не сводилось только к обсуждению уроков.

Успехов вам и вашему первокласснику!