Факультативные занятия как способ расширения кругозора

Проведение факультативных занятий — один из способов дать учащимся дополнительные полезные знания и навыки. С помощью таких занятий учитель может повысить мотивацию детей, заинтересовать их в изучении определенной области знаний и раскрыть их способности.
В этой статье рассмотрим, какие бывают факультативы и как учителю выбрать курс для своего класса.

Факультативные занятия как способ расширения кругозора

Что такое факультатив

Факультативные занятия — это дополнительные уроки, на которых дети изучают какую-либо область знаний на углубленном уровне. Обычно такие уроки встроены в расписание класса, но не обязательны для посещения всеми учащимися. При этом дети любят их за неформальную атмосферу и отсутствие оценок.

Основные задачи факультативных занятий — улучшение качества образования и активизация познавательной деятельности учащихся. Благодаря факультативным занятиям дети:

  • расширяют кругозор;
  • развивают креативное мышление;
  • готовятся к олимпиадам и конкурсам.

Важно не путать факультативы с поддерживающими занятиями. Факультативы помогают выявить способности детей, вовлечься в исследовательскую деятельность, а в старших классах — определиться с выбором профессии.

Факультативные занятия как способ расширения кругозора

Основные направления факультативных занятий

Направленность факультативов бывает нескольких видов:

  • предметная — курс связан с учебным предметом (например, математикой, изобразительным искусством, физкультурой и т. д.);
  • общеразвивающая (общекультурная) — факультатив помогает развивать социальные и учебные навыки (например, финансовую и правовую грамотность, экологическую ответственность), формировать привычки здорового образа жизни;
  • профориентационная — факультатив помогает старшеклассникам получить представление о разных профессиях и специальностях.

Разнообразие программ факультативных занятий позволяет каждому белорусскому педагогу найти курс по своему запросу. На выбор влияют профессиональные предпочтения, уровень подготовки класса, склонности и таланты детей и множество других факторов. Также для некоторых учителей важно, чтобы для факультатива были разработаны удобные пособия для учащихся и педагогов с подробной методикой проведения занятий.

Факультативные занятия как способ расширения кругозора

Как выбрать факультатив

Первый вариант — учитель может отталкиваться от потребностей учащихся. Например, факультативы по математике помогают школьникам углубленно изучить предмет: учат решать нестандартные виды задач, развивают логическое и пространственное мышление, закладывают основы алгоритмизации и программирования.

Второй вариант — организация факультатива по теме, которая близка учителю. Например, есть факультативы по музыке, этикету, речевой культуре, развитию творческих способностей и даже по шахматам и танцам. Если педагог искренне увлечен темой, дети проявят интерес и захотят узнать больше.

Третий вариант — самый сложный — разработать собственный факультативный курс. Это возможность для учителей поделиться с коллегами профессиональным опытом. Рабочий материал для собственного курса обычно собирается не один год, а разработка программы и планирования, организация и внедрение идеи может занять еще несколько лет. Но результат обычно стоит приложенных усилий.

***
Таким образом, чтобы факультативы приносили пользу, обязательно учитывайте возраст и интересы детей, давайте им возможность выбора, адаптируйте занятия под особенности класса, а также прислушивайтесь к педагогическому чутью.
Желаем успехов и вдохновения на творческом пути!