Помогаем учить: основы безопасности жизнедеятельности
Помогаем учить: основы безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — самый практико-ориентированный учебный предмет в начальной школе. На уроках ОБЖ дети узнают, что нужно делать в опасной ситуации, как вести себя в лесу, на речке, в лифте и в других местах, в которые они когда-нибудь могут попасть. При этом важно отработать все знания на практике. Дети запоминают материал только после многократного повторения, причем подавать его стоит в игровой форме. Чтобы каждый усвоил правильный алгоритм поведения, учитель может предложить детям разыграть сценку, обсудить серию из мультфильма о безопасности или смоделировать дорожную ситуацию прямо в классе.
Подготовка к уроку ОБЖ может занять у педагога много времени. Перед занятием нужно продумать:
• сюжет беседы с учащимися или рассказа, который плавно подведет к ситуации по теме урока;
• иллюстративный материал, чтобы наглядно показать детям опасные ситуации или предметы;
• игры или задания, чтобы дети смогли закрепить правильное поведение действием;
• тесты или дополнительный материал для проверки того, как учащиеся усвоили тему урока.
Чтобы помочь учителю подготовиться к урокам ОБЖ, издательство «Аверсэв» выпустило комплекс пособий Людмилы Алексеевны Одновол — соавтора учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2—4 классов. В него вошли рабочие тетради, подробные планы-конспекты уроков, компактные памятки и тесты.
Все пособия соответствуют учебной программе по предмету и прошли рецензирование у методистов и опытных учителей.
Нажмите на интересующий заголовок для более подробной информации.
Рабочие тетради по ОБЖ помогают учителю эффективно организовывать работу на уроке. Не у всех педагогов есть возможность использовать учебное пособие, изданное в 2008 году. Рабочие тетради позволяют учителю не готовить материал самостоятельно, а вести урок, опираясь на иллюстрации и задания в тетради.
Для примера можно взять первое задание первой темы по ОБЖ в 4 классе. Чтобы его выполнить, понадобится меньше минуты — достаточно записать цифру правильного рисунка. Но учитель может построить вокруг этого задания обстоятельную беседу. С помощью иллюстраций в рабочей тетради можно обсудить ключевые понятия урока: «безопасный маршрут», «пешеходный переход», «дорога», «микрорайон». Затем можно поговорить о правилах безопасности в городе, нарисовать на доске карту района рядом со школой, расспросить учащихся об их маршрутах и даже предложить нарисовать эти маршруты мелом. Учитель может использовать наглядность так, как считает нужным для логичного построения урока. Рабочие тетради станут для этого удобным подспорьем.
Все задания рабочих тетрадей разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся и дополнительно согласованы с ГАИ. Разнообразие заданий даст педагогу возможность использовать разные формы работы. Дети будут раскрашивать условные знаки и придумывать собственные, анализировать рисунки и разгадывать ребусы, обсуждать правильное поведение на природе и вести беседы о безопасности в интернете.
Рабочие тетради для 2—4 классов издаются на русском и белорусском языках.
Все издания имеют гриф «Рекомендовано научно-методическим учреждением "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь».
Пособия с готовыми планами-конспектами уроков помогут учителям организовать и провести занятия по ОБЖ. Главное преимущество этих изданий — подробные рекомендации для каждого этапа урока и ориентированность заданий на практику. Учитель может взять готовые разработки и провести урок по плану автора. Или он может подойти к занятию со своей творческой задумкой и перераспределить готовые компоненты в другой последовательности.
Пособия насыщены дополнительными материалами: к темам подобраны исторические факты и юридические термины, приводятся тематические загадки и стихи, в конце некоторых уроков представлены небольшие тестовые задания для диагностики знаний. Учитель может использовать материал по своему усмотрению в зависимости от возможностей учащихся и материально-технической базы школы.
Например, автор рекомендует приглашать на уроки ОБЖ сотрудников ГАИ, МЧС, медицинских работников, чтобы они побеседовали с учащимися. Если такой возможности нет, учитель может на основе планов-конспектов самостоятельно составить познавательную беседу с детьми.
Многократное повторение в играх и беседах алгоритмов безопасного поведения поможет учащимся запомнить правила и научит пользоваться ими в жизни, а продуманная система заданий позволит сформировать у детей полезные привычки.
Пособия соответствуют учебной программе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Памятки по ОБЖ — это компактное издание с самой важной информацией, изучаемой на уроках ОБЖ. Каждая страница-памятка обобщает несколько листов теории из учебника. Материал памяток подается кратко, легко и интересно. Яркие цветные рисунки иллюстрируют ситуации из жизни. Их можно обсудить с детьми на уроке или попросить родителей побеседовать с ребенком дома.
Информация в памятках не повторяется, поэтому даже четверокласснику будет полезно заглянуть в памятку для 2 класса. Компактные наглядные схемы легко и быстро напомнят детям, как нужно вести себя в разных ситуациях. Простые алгоритмы хорошо запоминаются, помогая выработать привычку действовать правильно.
Родителям памятки также будут полезны: например, перед началом смены в летнем лагере, когда надо быстро повторить с детьми важные правила безопасного поведения. Памятки сжато и емко расскажут, как вести себя у воды и в лесу, что делать при солнечном ударе и как мирно разрешить конфликт с друзьями. Компактное издание удобно брать с собой в поездку или вкладывать в дневник.
Пособия соответствуют учебной программе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Пособия содержат готовые тесты по всем разделам курса ОБЖ. С их помощью учитель сможет быстро проверить усвоение темы учащимися и выявить пробелы в их знаниях.
Каждый тест включает пять заданий, расположенных от простого к сложному. При этом задания не только проверяют теоретические знания, но и являются максимально ориентированными на практику. В тесте описываются конкретные ситуации: каким способом перейти улицу, по какой горке съехать на лыжах, как поступить с сообщением от незнакомца в интернете.
В изданиях много иллюстраций. Если после подведения итогов теста окажется, что дети недостаточно разобрались в теме, учитель может обсудить с ними рисунки из пособия и даже предложить инсценировать изображенные там ситуации.
Ответы к тестам можно бесплатно скачать на сайте aversev.by.
Пособия соответствуют учебной программе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Автор пособий — Людмила Алексеевна Одновол, методист высшей категории отдела методического обеспечения начального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.
Как научить ребенка безопасному поведению и на ком лежит ответственность за это: на родителях или учителях? С какого возраста надо начинать учить ребенка правилам безопасного поведения и помогут ли в этом сказки? Смотрите видео проекта «АВТОРитетный разговор» с Людмилой Алексеевной Одновол о детской безопасности.