Тренируем грамотность с помощью контрольного списывания
В контрольных работах по языку дети часто допускают досадные ошибки, пропуская буквы в словах. Или неправильно пишут то единственное слово из диктанта, которое учитель вынес на доску. Чтобы таких ситуаций не возникало, нужно с 1 класса включать в занятия по письму упражнения на списывание.
Взрослым кажется, что списать готовый текст очень просто. Но дети раз за разом пропускают буквы, меняют слова местами или добавляют что-то от себя. Эти ошибки говорят о том, что ребенок не освоил важный навык – списывать готовый текст.
Что такое списывание
В 1 и 2 классе закладывается база грамотного письма. Первоклассники сначала учатся списывать слова с доски или с образцов. Чтобы не ошибаться и не пропускать буквы, нужно освоить несколько простых шагов:
• внимательно читать текст;
• находить в словах орфограммы;
• проговаривать про себя слово по буквам, а предложение – последовательно по словам.
Списывание – это навык, который можно и нужно тренировать. Первые упражнения можно выполнять сразу, как только ребенок изучил несколько букв. Постепенно осваивая все более сложные тексты, дети подготовятся к важной итоговой работе – контрольному списыванию.
Контрольное списывание – это способ проверить, насколько хорошо дети умеют списывать рукописный или печатный текст и замечать в нем орфограммы.
В 1 классе контрольное списывание проводится один раз во II полугодии. Учащиеся к этому моменту уже могут написать текст из 3–4 предложений. Во 2 классе контрольное списывание проводится в I полугодии. Эти работы позволяют учителю увидеть, есть ли проблемы в обучении письму, и вовремя их исправить.
Как подготовиться к контрольному списыванию
Чтобы помочь детям усовершенствовать навык списывания, издательство «Аверсэв» подготовило пособия-тренажеры: «Контрольное списывание. 1 класс. Тренажер» и «Контрольное списывание. 2 класс. Тренажер».
Начинать выполнение заданий пособия можно во второй четверти 1 класса, когда изучено несколько первых букв. Сначала дети научатся внимательно списывать слова, следуя простым правилам. Постепенно слова будут становиться разнообразнее и длиннее, потом к ним добавятся небольшие предложения. Во 2 классе упражнения также располагаются от простых к более сложным. Учащиеся начинают работу с коротких рукописных текстов, а к концу учебного года уже списывают печатные тексты длиной 25–30 слов.
Алгоритм работы с заданиями в тренажерах довольно простой:
- прочитать слова так, как они написаны («гОра», «дуБ»);
- написать слово, диктуя его себе по слогам;
- перечитать написанное, сравнивая его по буквам с образцом;
- выполнить дополнительное задание, которое обозначено номером на полях пособия.
Совершая эти простые шаги, дети в письменных работах будут допускать все меньше ошибок. Они научатся проверять за собой текст и отмечать орфограммы. Также тренажеры помогут маленьким школьникам улучшить почерк, развить память и увеличить скорость письма.
Кому пригодятся тренажеры
Учителя могут использовать тренажеры по списыванию на уроках обучения грамоте, а также на поддерживающих и стимулирующих занятиях.
Родителям советуем пользоваться тренажером для дополнительных занятий с ребенком. Уделяя пособию 10–15 минут в день и выполняя небольшие задания, дети подготовятся к контрольному списыванию и будут увереннее чувствовать себя на уроках языка. Регулярные упражнения заложат крепкий фундамент для грамотного письма на всю жизнь.