Повышение вовлеченности учащихся в образовательный процесс

Как повысить вовлеченность учащихся в учебный процесс? Как мотивировать школьников активно работать на занятиях? Какие современные технологии можно использовать в обычной школе? Этими вопросами задаются многие учителя.

Мы собрали советы, как повысить вовлеченность учеников, чтобы они лучше усваивали материал, развивали важные навыки и получали опыт сотрудничества друг с другом.

Что такое вовлеченность учеников

Вовлеченность — это не просто удовольствие от учебы или желание выполнять задания. Современные исследования выделяют несколько уровней вовлеченности и мотивации учащихся.

Поведенческая — отвечает за уровень действий. Дети ходят в школу, отвечают на уроке, выполняют домашние задания и творческие работы. Вовлечение учащихся на уровне действий позволит постепенно сформировать следующие уровни мотивации.

Эмоциональную вовлеченность можно оценить, наблюдая за школьниками во время урока. На их лицах скука или воодушевление? увлеченность или страх? Нейропсихологи утверждают, что мозг в состоянии стресса хуже усваивает материал: нужные отделы не включаются в процесс на фоне нервного напряжения. И наоборот, спокойная атмосфера и ситуации успеха способствуют продуктивному усвоению даже сложных разделов школьной программы.

Когнитивная — отвечает за готовность учащегося приложить усилия, чтобы изучить материал. Именно она дает глубокое понимание предмета, подталкивает к детальному исследованию и создает вау-эффект первооткрывателя в процессе познания.

Повышение вовлеченности учащихся в образовательный процесс

Преимущества вовлеченности учеников в процесс обучения

Чем больше заинтересованы в обучении дети, тем лучше их результаты — это знает каждый учитель. Качественное вовлечение сильно зависит от мотивации: внешняя она или внутренняя. Внешняя мотивация — это то, что побуждает к действиям извне. Например, учащийся старается получить хорошие оценки, чтобы его похвалил учитель или чтобы не ругали дома. Внутренняя мотивация — это личный интерес ребенка к предмету, удовольствие от процесса познания нового.

Внешняя мотивация позволяет влиться в учебный ритм на начальном этапе обучения. Учителя используют медали, поощрительные записи в дневниках, наклейки «Молодец». Всё это формирует и укрепляет стремление учиться. Но если внешние стимулы преобладают, то дети привыкают работать на оценку, а искреннее желание приобретать новые знания подменяется стремлением получить десятку.

Чтобы запустить механизм внутренней мотивации, поощряйте учеников активно задавать вопросы, проводить исследования и искать информацию в дополнительных источниках. Это даст школьнику ощущение «У меня получилось, я сам нашел ответ!» и будет поддерживать стабильную заинтересованность в собственных результатах.

Основные принципы увеличения вовлеченности

Опытные учителя используют разные приемы и методики, чтобы повысить вовлеченность учеников. Расскажем про несколько основных принципов.

1. Активное обучение

Этот принцип ставит учащихся в центр образовательного процесса, делая их активными участниками, а не пассивными слушателями. Такие уроки обычно интересны и детям, и педагогам. Приведем примеры применения принципа активного обучения в учебном процессе.

  • Метод «Мозговой штурм». Подойдет для введения новой темы, когда в головах детей еще нет ограничений, как нужно думать. Предложите учащимся решить сложную проблему или нестандартную задачу. Позвольте им высказывать любые идеи, даже странные и нешаблонные. Заодно получится тренировка креативного мышления.
  • Групповой проект. Разделите детей на небольшие группы и предложите им найти общее решение. Например, на уроке биологии можно попросить учащихся смоделировать единую экосистему, назначив каждую группу ответственной за отдельный компонент: растения, животные, климат и т. д.
  • Дискуссии и дебаты. Обсуждение по теме занятия помогает учащимся глубже понять материал и развить навыки аргументации. Например, на уроке по предмету «Человек и мир» можно провести дебаты на тему «Причины и последствия вырубки лесов», где учащиеся будут отстаивать противоположные точки зрения.
  • Обратная связь и рефлексия. Анализ своего эмоционального состояния в начале и в конце занятия поможет учащимся заметить свои успехи: что получилось, а над чем стоит потрудиться. Например, после выполнения большого задания можно организовать обсуждение, где каждый поделится своими впечатлениями и выводами.

Чтобы подготовиться к дискуссиям, найти информацию для проекта или быстро повторить тему перед важной самостоятельной работой, предложите ученикам использовать опорные конспекты. В них информация дается лаконично, структурированно и удобно для концентрированного повторения.

Активно взаимодействуя друг с другом, дети не только решают вместе учебные задачи, но и развивают коммуникативные навыки — так называемые софт-скиллы. Это важные умения современного человека: работать в команде, аргументировать свою точку зрения, находить общее решение. Попробуйте внедрить эти приемы в свою практику, и увидите, как повысится вовлеченность учащихся.

Повышение вовлеченности учащихся в образовательный процесс

2. Использование технологий

Технологии — отличный помощник современного преподавателя. Правильно подобранные цифровые инструменты экономят время, мотивируют детей, позволяют индивидуализировать обучение и отслеживать результаты каждого. Использование интерактивных досок, компьютерных программ и мобильных приложений поможет увлечь весь класс, даже слабо мотивированных учащихся.

Квизы и викторины — отличная идея для методической копилки. Создать собственную онлайн-викторину можно в специализированных приложениях. Они позволяют добавлять к вопросам картинки, видео и устанавливать время для размышления. Если учащиеся будут отвечать со своих мобильных устройств, сервис онлайн-игры сразу покажет учителю, кто и как ответил, какие вопросы вызвали затруднения.

Конечно, викторины не заменят самостоятельную работу, но помогут проконтролировать текущий уровень усвоения материала, чтобы успеть устранить пробелы до контрольной точки. Задания для таких экспресс-проверок удобно брать из сборников задач и упражнений.

Использование технологий расширяет возможности учителя и добавляет игровой компонент в школьную рутину. Важно экспериментировать с разными методами и находить те, которые подходят именно для ваших учеников.

3. Геймификация

Применение игровых механик на уроках позволяет вовлечь в работу весь класс. Устраивайте соревнования и небольшие турниры. Например, в 2–4 классах можно регулярно проводить пятиминутные математические турниры на знание таблицы умножения или скоростной устный счет.

Еще одна идея — придумать общий сюжет, который станет вектором движения для всего класса. Каждый будет стараться выполнить задание на своем «участке» или получить свою деталь от карты сокровищ. Добавьте систему баллов или значков за выполнение заданий или активное участие.

Обязательно учитывайте возраст. Дети 7–9 лет любят быстрые результаты, иначе могут потерять интерес. С пятиклассниками игру можно делать долгосрочной и поставить большую игровую цель — на месяц, четверть или даже год.

В игре ученики раскрываются, становятся более непосредственными и лучше показывают свои способности, учатся сотрудничать и отстаивать свое мнение. Это работает на сплочение коллектива, формирование командного духа и стимулирует ребят активнее проявлять себя.

Повышение вовлеченности помогает учащимся качественно усваивать материал и получать удовольствие от обучения. Одни школы используют инновационные онлайн-платформы, другие — внедряют проектную деятельность. Найти именно те приемы, которые подойдут для конкретного класса, и с их помощью поддерживать интерес к обучению — настоящее педагогическое мастерство.

Желаем вам вовлеченных учеников!