Развитие функциональной грамотности у детей
Когда-то школа учила читать и писать, и этого было достаточно. Сейчас от образования требуется гораздо больше: современный человек должен уметь работать в команде, добывать информацию, анализировать ее и использовать в незнакомых ситуациях. Все эти умения включает в себя функциональная грамотность — навык, о котором часто говорят на педсоветах и совещаниях.
В этой статье рассмотрим, что такое функциональная грамотность и каковы ее преимущества, из чего она состоит, в чем ее актуальность и какие существуют методы формирования функциональной грамотности у детей.
Что такое функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это способность применять знания для решения реальных жизненных задач.
Развитие функциональной грамотности помогает научиться не только понимать информацию, но и критически ее оценивать и использовать. Человек с такими навыками легко сориентируется в новой ситуации и решит поставленную задачу оптимальным способом.
При функциональном подходе в обучении педагог не просто передает детям знания. Он организует исследовательскую деятельность, учит работать с текстами, числами, графиками и искать эффективные решения на основе полученной информации.
Преимущества функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности у детей важно для их профессионального и личного развития. Преимущества высокого уровня функциональной грамотности:- личная эффективность (умение решать практические задачи, нести ответственность за свои действия и личностный рост);
- критическое мышление (навык анализа информации и оценки ее достоверности);
- профессиональное развитие (гибкость и способность быстро обучаться и осваивать новые технологии).
Состав функциональной грамотности
Функциональная грамотность — сложное интегрированное понятие. Каждый из компонентов важен для формирования разносторонне развитой личности.
Читательская грамотность — способность понимать содержание текста, оценивать информацию, выделять главное и второстепенное. Развить у детей этот компонент помогут задания на рассуждение. Они стимулируют ребенка на внимательное изучение темы для поиска аргументов в поддержку своего мнения.
Математическая грамотность — это умение читать графики и таблицы, решать задачи и работать с числовыми данными. Математический компонент можно включать в уроки истории, географии и даже литературы, что поможет научить детей делать прогнозы и принимать взвешенные решения.
Естественно-научная грамотность — комплекс умений сравнивать и анализировать научные данные, проводить эксперименты, а также понимать природу физических явлений. Для ее развития можно давать школьникам интегрированные задания. Например, проанализировать влияние промышленного предприятия на экологию в регионе.
Финансовая грамотность — это знание основ разумного обращения с деньгами и базовых финансовых инструментов. К примеру, задания рассчитать доходность вклада, сравнить условия кредитов помогут развить навыки ответственного отношения к деньгам.
Компьютерная грамотность — навык работы с программами и цифровыми инструментами. Современные дети должны уметь безопасно искать информацию в интернете, а также критически оценивать ее правдивость. Правила защиты личных данных следует объяснять даже дошкольникам, если у них уже есть доступ к телефону или планшету.
Креативное мышление — это умение использовать свои творческие способности: генерировать идеи, оценивать их реалистичность и предлагать на их основе незаурядные решения. Гибкость мышления можно развивать через совместное творчество, например подготовку сценария праздника или выпуск стенгазеты.
Глобальные компетенции — система ценностей и личностных качеств, например самостоятельность, адаптивность, коммуникативные навыки, умение учиться. Чтобы развивать эти компетенции, можно давать детям задания, сочетающие творчество и исследование: изучить культурные традиции другой страны или предложить варианты решения глобальной этической проблемы.
Все эти компоненты являются элементами одного пазла — функциональной грамотности. И сейчас ориентир для системы образования — развитие этих компетенций у подрастающего поколения.
Способы развития функциональной грамотности у ребенка
Формирование основ функциональной грамотности начинается с детства. Взрослые, находящиеся рядом с ребенком, закладывают фундамент будущих навыков и умений. Приведем несколько эффективных способов развития функциональной грамотности в совместной деятельности.
Чтение с обсуждением. Читайте детям художественную литературу и разговаривайте о прочитанном, задавайте вопросы для размышления, например «Что бы ты сделал на месте героя?».
Сюжетные игры. Облекайте задания для дошкольников в игровую форму. Выбирайте любимого персонажа и предлагайте помочь ему посчитать, прочитать, решить. Идеи для организации увлекательных занятий в детских садах — в методических пособиях для педагогов дошкольного образования.
Практические задания. Давайте детям возможность применить знания по предмету «Человек и мир» или школьную математику. Предложите им спланировать выходные, составить список покупок или рассчитать семейный бюджет на месяц.
Метапредметные задания. Используйте задания, охватывающие разные школьные предметы. Так повысится интерес и вовлеченность детей, а с этим улучшится успеваемость. Множество разноуровневых заданий можно найти в рабочих тетрадях, составленных к разным предметам школьной программы.
Проектная деятельность. Детям постарше будет интересно работать в командах над проектами, а потом представлять результаты в виде презентации или видеоролика. Такая деятельность развивает навыки исследовательской и командной работы.Важно хвалить детей за старания и создавать поддерживающую атмосферу, в которой они будут чувствовать себя уверенно, даже если что-то не получается.
* * *
Развитие функциональной грамотности — это ключ к успешному обучению и личностному росту. Формируя у детей навыки будущего, мы готовим их к жизни, где они смогут максимально реализовать свой потенциал. Давайте вместе создавать условия, в которых дети смогут развиваться и уверенно идти навстречу новым возможностям!